Мы в соцсетях

  • White Vkontakte Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon

© 2010–2018 EnglishDom

Использование компьютера на оффлайн уроках, или Computer-assisted Language Learning (CALL)

28.11.2019

 

Если вы ищете помощника, который будет работать так же усердно, как и вы, никогда не уставать, и сможет сделать занятия более живыми и увлекательными, то рано или поздно вы неизбежно прибегнете к помощи компьютерных технологий. Технологии - это действительно мощный инструмент с широким спектром возможностей, который к тому же продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться, поэтому сегодня мы поговорим о том, как этот инструмент используется на занятиях и помогает изучать языки более эффективно.

 

Краткая история CALL.

Computer Assisted Language Learning (CALL) - это общий термин для совокупности процессов и видов деятельности, в которых компьютерные технологии используются для обучения и изучения иностранных языков. 

На примере истории развития CALL можно увидеть, как сочетается развитие технологий с доминирующими лингвистическими теориями в каждый конкретный временной период. 

Условно историю развития CALL можно разделить на 3 этапа:

  1. Структурный

  2. Коммуникативный

  3. Интегративный

 

Структурный этап был распространен с 50-х до 70-годов двадцатого века. Этому времени был свойственен подход “стимул-реакция”. Компьютер задавал вопрос (стимул) студенту, и студент отвечал (реагировал) на него, заполняя пропуски или выбирая один верный вариант из предложенных. Язык тогда рассматривался, как состоящий из отдельных блоков, которые взаимодействуют между собой по определенному набору правил (грамматика). Преподаватели обучали студентов этим правилам и методично отрабатывали правильное применение этих правил. Компьютеры на тот момент использовались как устройства, которые могли быть источниками стимулов для студентов, не испытывая усталости. Классическим примером такого подхода являются упражнения “listen-and-repeat”. 

 

Коммуникативный этап пришел на смену структурному и был популярен в 80-х - 90-х. Преподаватели, вместо того, чтобы обучать студентов языку - его правилам, синтаксису, фонемам и морфемам, стали искать способы для учеников действительно использовать язык. Коммуникация и интерактивность - основы этого метода. Использование компьютеров тоже стало отражать принципы этого этапа - задания стали даваться в контексте коммуникативной задачи - например, программы, в которых студенты помогают мультяшному персонажу найти дорогу домой. Использование компьютеров сделало занятия более живыми, и теперь студенты могли не только отрабатывать язык, но и, например, с помощью просмотра видео наблюдать, как носители используют язык в живых коммуникативных ситуациях.

 

Интегративный этап получил распространение с 2000 года. Сторонники этого подхода стремятся объединить фундамент первого этапа (общее знание языка) с плюсами второго этапа (развитие коммуникативных навыков). Современные технологии позволяют нам развивать навыки говорения, чтения, аудирования и письма одновременно, в удобном для каждого индивида темпе и в собственном комфортном пространстве. Примером такого подхода является упражнение с интерактивным видео, где вы имеете перед глазами его транскрипцию, можете навести курсор на любое слово, и у вас на дисплее отобразятся его значение и примеры употребления.

 

Как используется CALL?

 

Обучение.

Различные программы и приложения используются преподавателями в процессе обучения, начиная от warm-ups на занятиях и заканчивая домашней работой в электронном виде. CALL помогает решить такие типичные проблемы, как привлечение и удержание внимания студентов, сохранение интереса к занятию, вовлеченность в процесс. В арсенале преподавателей с годами становится все больше и больше интерактивных заданий, песен, игр и историй, которые делают обучение не только полезным, но и увлекательным.

Такие приложения, как удостоенный различных наград Language Nut, были разработаны именно для упомянутой выше цели и представляет собой отличное решение многих преподавательских трудностей. Это приложение развивает 4 основных навыка (Listening, Speaking, Writing, Reading) и обладает удобным и завлекающим интерфейсом. В мире Language Nut студенты поют песни, играют, слушают истории и изучают новые слова.

 

Поддержка.

CALL также используется в качестве своего рода подспорья. Если преподаватель хочет сделать занятие более живым и образным, ему теперь не нужно прикреплять различные наглядные материалы к доске и раздавать их ученикам, достаточно простой демонстрации материалов на экране. Таким образом мультимедийный контент служит отличной поддержкой для тематических уроков.

Также для CALL не существует физических ограничений, присущих людям. Поэтому технологии приходят на помощь там, где живой человек давно бы устал и иссяк. Например, преподаватель не может повторять одно и то же до бесконечности, но повторение является одним из ключевых моментов обучения. В то же время программы, видео и приложения можно проигрывать столько раз, сколько ученику нужно, без потери качества и без привязки к локации и времени. И это позволяет ученикам тратить время на обучение в том объеме, в котором им необходимо и тогда, когда им удобно.

 

Тестирование.

Пожалуй, никакая программа не сможет лучше преподавателя или носителя языка определить, действительно ли студент свободно на нем разговаривает, но CALL является очень эффективным методом в оценке компетентности владения отдельными аспектами языка, такими как грамматика и словарный запас.

Помимо простого контроля CALL также позволяет объединить обучение и тестирование в один этап. С такими программами, как Duolingo, Memrise и Brainscape, разница между обучением и тестированием практически стирается.  Так, например, в первом упражнении на перевод, слово “smile” сопровождается изображением и возможностью прослушать, как звучит слово. Когда вы нажимаете “Next” в приложении, на следующем слайде появляется вопрос, проверяющий, знаете ли вы перевод слова “улыбка” на английский. Таким образом студент учится распознавать слово и использовать его.

В отличие от преподавателя, ведущего группу, у CALL есть возможность объективно оценивать знания студента и повторять задания до тех пор, пока ученик не усвоит материал, и только после этого переходить к более сложному материалу.

 

Самостоятельная практика.

CALL также используется не только на занятиях, но и в качестве самостоятельной практики языка. Мотивирующим фактором для студентов здесь является то, что они могут заниматься в комфортном пространстве и в удобное время, и при этом не бояться негативной оценки окружающих.

И конечно же, в данном случае полезное так же сочетается с приятным, как, например, в Mindsnacks - геймифицированном подходе к изучению языков. К примеру, в Mindsnacks есть игра, которая называется Dam Builder, где вы перемещаете бревна так, чтобы в итоге получилось соединить подходящие слова/фразы.

Но возможно одним из основных преимуществ внедрения технологий является то, что изучающие язык теперь имеют неограниченный доступ к носителям этого языка. Такие технологии, как italki и Skype позволяют студентам общаться с нейтивами, находящимися в своей комнате на другой стороне земного шара.

 

В целом, CALL значительно упрощает обучение и является отличным помощником как для преподавателей, так и для учеников. Но остается, как минимум одна вещь, недоступная программам - мотивация. Технологии не cмогут зажечь искру в учениках и заставить их мечтать разговаривать на иностранном языке. Но это под силу вам, преподавателю. Поэтому, несмотря на весь потенциал CALL, лучшим учителем все равно остается человек. И, к счастью, в наши дни, есть все больше и больше ресурсов, чтобы сделать обучение эффективным и увлекательным. Так что, don’t forget to stay awesome!

 

Присоединиться к крутой команде преподавателей EnglishDom легко - просто кликай и заполняй форму

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Свежее
Please reload

  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon